08:51 Беседа на тему: "Семья и семейные ценности" в подготовительной группе | |
Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли и возможностях трудового воспитания в семье.
Ход собрания. (СЛАЙД 1) Эпиграф: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему. Себастьян Брандт У. – Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, в чём мы можем стать хорошим примером для наших детей? Чему мы можем научить ребёнка в семье? (Ответы: общаться, уважать старших, быть добрыми, помогать друг другу, трудиться, ….) У.- Сегодня я вам предлагаю обсудить вопросы трудового воспитания ребёнка в семье. Каждый родитель понимает, что необходимо прививать детям любовь к труду. А для чего? Зачем мы приучаем детей трудиться? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти совместно в ходе нашей беседы. Итак, тема нашей беседы звучит так: (СЛАЙД 2) «Возможности воспитания трудом в семье». У. - Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Согласны? У. – Скажите, где и когда закладываются основы трудового воспитания? (Ответы: в семье, с раннего детства) У. - Основы трудового воспитания закладываются в семье. (СЛАЙД 3: Семья - дружный трудовой коллектив) Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. (СЛАЙД 4) Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. (СЛАЙД 5) Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. У. – А с чего начинается трудовое воспитание? (Ответы: самообслуживания, бытовой, домашний труд) У. – Согласны ли вы с мнением, что (СЛАЙД 6) воспитать привычку к труду – это хлопотное дело? Почему? (Ответы родителей) У. – Действительно, приучить ребёнка к труду сложно, здесь не стоит ждать быстрых результатов. Любовь к труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением трудностей, с усилием, усталостью и напряжением. И начинать надо очень рано – с самообслуживания. Сколько нужно на первых порах терпения родителям, чтобы привить ребёнку какие-то навыки. И так изо дня в день, пока ребёнок не доведёт навык до автоматизма. А с возрастом сфера самообслуживания растёт, родители начинают приучать ребёнка выполнять любую домашнюю работу. (СЛАЙД 7) Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка трудиться и умение делать что-то своими руками пригодятся в любой профессии, и, кроме того, труд в огромной степени содействует умственному развитию ребенка: обдумывание действий, последовательность выполнения, мышление, логика, находчивость и многое др., т.е. мыслительные операции) У. – И мы можем сделать уже первый вывод, в чём же возможность воспитания трудом (СЛАЙД 8: труд – умения, навыки, умственное развитие) У. - Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – мы формируем благородные побуждения. Что это значит, как вы думаете? (Ответы: заботиться о близких, умение прийти на помощь, ….) У. – Значит, труд помогает прививать детям и какие-то нравственные, духовные качества. И это следующий вывод (СЛАЙД 9: труд – нравственные качества) У. – Есть мнение, что (СЛАЙД 10) основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека родителей. -Что вы думаете об этом, уважаемые родители? (Ответы родителей) У. – Послушайте один пример из жизни. …В семье девочку Олю приучили к тому, что её – главный труд – учёба (и она выполняла его очень хорошо). Всё остальное лежало на плечах мамы – стирка, уборка, мытьё посуды… И вот у десятилетней Оли мама приболела, легла отдохнуть. -Где мой спортивный костюм? – спросила Оля, придя из школы. -Я его замочила, чтобы постирать, - ответила мама. -Ну вот, а завтра у нас физкультура, - возмутилась девочка. У. – Как вы думаете, что было дальше? (Ответы родителей) У. – А дальше было так: -Постирай, доченька, сама: это нетрудно. Дочка ответила: -Оттого что ты заболела, я завтра двойку по физкультуре получу! У. – Вот так жестоко и откровенно… Как вы думаете, кто виноват в этом случае? (Ответ родителей) У. – Виновата сама мама. Конечно, родители быстрее и лучше справятся с каким-либо домашним делом. Часто мамы и папы идут на жертву: берут на себя всю домашнюю работу. В результате вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения и в будущей жизни. Родителям необходимо проявить упорство и терпение, чтобы привить трудовые навыки ребёнку, чтобы он вырос и смог в дальнейшем трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, и при этом испытывал бы психологический и душевный комфорт. Теперь можно сделать ещё один вывод: (СЛАЙД 11: труд – самостоятельность, подготовка к будущей жизни, положительные качества личности) У. – Как вы считаете, должны ли быть у ребёнка (СЛАЙД 12) постоянные обязанности? Почему? (Ответы родителей) У. - У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности, т.е. имеется системный подход в воспитании… Из этого можно сделать следующий вывод: (СЛАЙД 13: труд – ответственность, чувство долга) У. – А сейчас я вам предлагаю готовый вывод по следующему вопросу: (СЛАЙД 14: труд – воля) У. – Какие будут ваши предположения? (Ответы: как трудом можно воспитывать волю ребёнка?) У. - Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно" - "нельзя", «не хочу» - "надо". С этой целью необходимо приучать ребёнка делать не только то, что в данный момент ему хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребёнка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств. Следовательно, можно сделать вывод, что труд способствует развитию воли ребёнка, а значит (СЛАЙД 14/1: развитию самоорганизации и самоконтроля) У. – Так же (СЛАЙД 15: необходимо, чтобы ребёнок как можно раньше почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и равноправный член семьи). - Как это высказывание можно связать с темой нашего разговора? (СЛАЙД 15/1: труд - …?) (Ответы родителей) У. - Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя членом семьи, от которого тоже ждут помощи, что его помощь нужна, просто необходима. Осознание значимости своего труда формирует настоящего человека. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства. Опытные, грамотные родители никогда не станут делать за ребёнка то, что он может и хочет сделать сам. Но бывает, что некоторые родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребёнка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Он понимает, что его труд никому не нужен, взрослые могут справиться и без его помощи. В результате чего у ребёнка снижается самооценка. Следовательно, можно сделать вывод, что труд способствует развитию… (СЛАЙД 15/2: труд – самооценка и самопознание) У. – Накануне я беседовала с вашими детьми, чтобы узнать их отношение к труду. Ребята ответили на вопросы анкеты (Приложение 1). Проанализировав и обобщив ответы детей, вот что получилось: (СЛАЙДЫ 16-21: ответы на вопросы анкеты) У. – Особое внимание хочется заострить на вопросе № 6 о трудовых коллективных делах семьи. Как вы считаете, что даёт ребёнку коллективный труд? (СЛАЙД 22: труд - ….) (Ответы родителей) У. – Работая в коллективе, ребёнок учится в первую очередь общению. Следовательно, труд развивает (СЛАЙД 22/1: труд – коммуникативные умения). У. – А теперь давайте подведём итог нашей беседы и примем нужное для нас решение. (СЛАЙД 23: тема беседы) У. – Какой вывод мы можем сделать из нашей беседы? (Ответы родителей) (СЛАЙД 23/1) ВЫВОД: возможности воспитания трудом велики. Труд помогает формировать различные умения и навыки, воспитывать характер и развивать нравственные качества ребёнка. У. – А какое решение вы предложите принять после нашего разговора? Решение: прививать детям любовь к труду, учить их трудиться… У. – А завершить нашу беседу мне хочется словами К.Д.Ушинского: (СЛАЙД 24) «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, - это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия» Приложение 1. 1.Помогаешь ли ты дома? 2.Нравится ли тебе трудиться? Почему? 3.Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? 4.Почему ты трудишься дома? -Люблю трудиться. -Хочу помочь старшим. -Заставляют взрослые. 5.Если у тебя не получается какая-нибудь работа, что будешь делать, как поступишь? 6.Назови трудовые коллективные дела вашей семьи, если такие есть.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |