12:19 Беседа на тему: "Пасха" для младших дошкольников | |
Оборудование: рабочие тетради, крашеные яйца, проволока, плоскогубцы, воск, электроплита, магнитофон, толковый словарь, изображения святых, ребусы, карточки «пасхальные традиции», пашотницы.
Методы и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения. Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока 2.Основная часть (изучение нового материала): - работа с толковым словарём - ознакомление с пасхальными традициями - беседа о народных способах окрашивания яиц - разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц» - сообщение целей и задач урока - разгадывание математического ребуса 3.Практическая работа: -выполнение практической работы по группам -контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности 4.Заключительная часть (итог урока): - выставка и самоанализ выполненной работы; - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания; -рефлексия - домашнее задание - уборка рабочих мест. Ход урока Организационный момент УЗ 1. Чтение стихотворения. Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске . «Христос Воскресе!»- Поют колокола. И весть та радостна, светла. Над миром носится волной, И мир внимает вести той. «Христос Воскрес!»- поёт земля, Моря и горы, и поля… И им в ответ звучит с небес: «Воистину Воскрес» Основная часть УЗ 2. Работа с толковым словарём. Учитель: Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке. - Кто желает найти и зачитать определение этому словосочетанию в толковом словаре? Мы же в тетрадях запишем более упрощенное определение этому слову: Пасха- весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа. - Как вы думаете , почему все верующие называют этот день праздником всех праздников? -Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник . На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти , однако пасху празднуют многие неверующие . - Как вы думаете почему? -Действительно пасха начало весны, пробуждения природы. УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями. Учитель: А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух. 1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи. В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться. 2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску. 3) С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались , чтобы пасхальный стол был обильным. 4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа. 5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву. 6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза. 7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе— для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др). 8)Перед Пасхой принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи . 9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев. 10) На Пасху принято было «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом : "Христос воскрес!- Во истину воскрес!" 11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника. 12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно ,то хотя бы какую- либо часть новой одежды , чаще всего перчатки. 13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости. 14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом , скатившимся ранее. УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц. Учитель: О какой самой главной традиции мы так и не услышали ? правильно, это конечно окрашивание яиц. Учитель: А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси? *желтый цвет яиц получался если при варке использовать шафран; *синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника; *зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья; *бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба; *красный- если сварить их со свеклой или корой вишни; * коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи. Учитель: Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет? Учитель: Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!» УЗ 5.Разгадывание ребусов. Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами , из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы. Крашенки Писанки Драпанки Рисованки Крапанки По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца , окрашенных соответствующим способом. Учитель: Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек , которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей. УЗ 6. Сообщение целей и задач урока. Учитель: Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи . УЗ 7. Разгадывание математического ребуса. Учитель: Кто знает как традиционно называют подставки для яиц? Узнаем это выполнив несложное математическое решение : папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники) Практическая работа УЗ 8.Выполнение практической работы по группам. Учитель: Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому , чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю вас я самостоятельно. 1 группа – изготовление пасхальных свечей 2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки 3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами. Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения. Заключительный этап УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ. УЗ 10.Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий. 1.Что означает праздник Пасхи? а) наступление весны; б) воскресение Иисуса Христа; в) вход господень в Иерусалим. 2.В какой день недели празднуется Пасха? а) четверг; б) суббота; в) воскресенье. 3.Что является основными блюдами праздничного стола? а) яйца, куличи, рыба; б) яйца, пасха, куличи; в) пасха, курица, куличи. 4.Каким было первое пасхальное яйцо? а) красным; б) желтым; в) зеленым. 5. Как называется подставка для яиц? а) яичница; б) толотница; в) пашотница; Итог урока Учитель : Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке? УЗ 11. Рефлексия: Оцените своей работоспособности сегодня на уроке с помощью «волшебной линеечки» на полях своей тетради. Домашнее задание Учитель: хорошо поразмышляйте и придумайте собственные пашотницы из бросового материала.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |