12:48 Беседа на тему: "День учителя" для младших дошкольников | |
Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну
Оборудование: таблица с гимном России, мультимедийный проектор, фотография президента России, таблицы с изображением символов России. Ход классного часа Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.) Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации. Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб». -Как вы понимаете это изречение? Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы: – Что люди могут делать и чего не могут? – Что они обязаны делать и что не обязаны? – На что они имеют право и на что не имеют? Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека. До наших дней дошло великолепное изречение мудрых: Храни порядок, и порядок сохранит тебя. В 1918 году в России появилась Конституция. Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок. Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. -А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.) Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. Государственный гимн Российской Федерации 1. Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава, Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! 2. От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая, Хранимая Богом родная земля! Припев: 3. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.) Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт. -А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.) Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.) Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.) Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция. Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.) Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое. – Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине? Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю. Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.) Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые. (Просмотр слайдов) – Какое право имеет человек как личность? Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20). – Частная собственность. Охраняется ли она законом? Ответ. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35). – Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано? Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21). – Чем должен быть защищён человек? Ответ. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22). – С помощью чего может человек защитить свои права? Ответ. В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47). – Какие права имеет человек на своё жилище? Ответ. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40). – Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства? Ответ. 1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. 2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27). – Какие есть права на владение имуществом? Ответ. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом. 2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35). – Какие социальные права имеет человек? Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39). – Какие права имеет человек на труд? Ответ. 1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. 2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37). – Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства? Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32). – Каким правом пользуются мать и ребёнок? Ответ. Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2). – Что можно сказать об образовании человека? Ответ. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43). – О чём не должен забывать человек? Ответ. Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59). Викторина «Права». А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам (Просмотр слайдов) «Дюймовочка» «Гарри Поттер» « Три поросенка» «Золотой ключик» «Мороз Иванович» «Золушка» «Красная Шапочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? Игра «Да! Нет!» Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да! Ученики читают стихотворение Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля: Это – русское раздолье, Это – русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря: Это – русские картины, Это – родина моя! Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья: Это – русская сторонка, Это – родина моя! На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг. – Какие символы России вы знаете? Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции. (Просмотр слайдов) – Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации? Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. – Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как государственного герба России? Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. – Опишите флаг РФ. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2. – Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага? В наше время цвета флага истолковываются иначе, чем ранее: белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова. Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства. – Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем? Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края. – Почему государство должно иметь государственные символы? Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время. Учитель. Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.) Учитель. А право? (Бесплатно учиться.) Выходят учащиеся и читают стихотворение В какой бы я хотела жить стране? Да в той, где места нет ни горю, ни войне, В которой люди счастливы всегда, Друг друга не обидят никогда, Где не слышны глухие взрывы, И где закаты так красивы! Я так люблю простор страны своей, Хоть далека она от совершенства. Хочу, чтоб испытали люди в ней Любовь большую, счастье и блаженство. Я хотела б жить в стране, Где зима и лето. Я б хотела, как Есенин, Быть её поэтом. Я хочу, чтоб президент Умным был и честным, Чтоб страну свою любил, Был с народом вместе. Чтобы жить в стране могли Весело и дружно, Чтоб спокойно спать могли, И не было б оружья. Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить. Нужен дождь, и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно море, Нужно солнце и леса, Нужно счастье, нужно горе И родные голоса. Невозможно без природы, Без сияющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг. Надо главное заметить, Всё почувствовать вокруг. В заключение исполняется гимн России
| |
|
Всего комментариев: 0 | |